САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
.

Форма поиска

Учебные материалы
Выбрать кафедру

Учебные материалы

Программа по  оздоровлению и пропаганде здорового  образа жизни студентов и ППС «СГЭУ – территория здорового образа жизни»

1. Обоснование необходимости реализации Программы

Формирование здорового образа жизни людей, и особенно молодежи, через развитие физической культуры и спорта имеют исключительно важное значение. Статистические данные и оценки, характеризующие здоровье населения и складывающуюся в настоящее время демографическую ситуацию в России, показывают серьезность положения.

Не является исключением и студенческая молодежь. Исследования ученых специалистов показывают, что безопасный уровень здоровья (БУЗ) имеют примерно 7% студентов; 30%  – средний; 27% – ниже среднего; 36%  – низкий, а после завершения учебы около 75% студентов страдают теми или иными заболеваниями. Отрицательная динамика состояния здоровья студентов связана главным образом с низким уровнем двигательной активности.

Положение со здоровьем студентов усугубляется еще и тем, что в вузы приходят вчерашние школьники, не отличающиеся хорошим здоровьем.

Общим фактором ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является недооценка социокультурного аспекта здоровья, что входит в противоречие с ведущим фактором, влияющим на здоровье как школьников, так и студентов.  Известно, что системные социально-экономические преобразования в обществе нередко создают эмоциональные трудности, стрессовые ситуации для подростков, не готовых к их позитивному разрешению. Поэтому в вузе в целом, и на учебных занятиях по физвоспитанию в частности, одним из ключевых направлений должна стать поддержка социального здоровья студентов. Это проявляется в их обучении противостоянию манипуляции, и целостной подготовке к оптимизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений. В наибольшей степени поставленные цели можно решить в условиях здоровьеориентированной организации образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе.

Здоровьеориентированная образовательная деятельность преподавателей физвоспитания базируется на методологических принципах:

  • сохранения, укрепления и формирования здоровья студентов (И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, Л.Г. Татарникова);
  • физического самосовершенствования и самовоспитания; потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • совершенствования спортивного мастерства.

Результатом обучения вуза в области здоровьесбережения должно быть:

  • создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни;
  • физическому самосовершенствованию;
  • приобретение личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры в повседневной жизни;
  • достижение установленного уровня психофизической подготовленности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Поэтому, необходимость разработки программы «СГЭУ - территория здорового образа жизни» про­диктована следующими обстоятельствами:

  1. Повысить уровень здоровья студентов, сотрудников и преподавателей.
  2. Сформировать понимание важности и сущности ЗОЖ и про­филактики заболеваний среди студентов и ППС.
  3. Повысить качество знаний основ гигиены, правильного питания, о вреде и последствиях алкоголизма, табакокурения, наркомании.

2. Нормативно-правовое обеспечение Программы

  1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждено Верховным      Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1).
  2. Закон об образовании РФ (ФЗ, ст. 51). От 21.12.2012г.
  3. О физической культуре и спорте в РФ (ФЗ № 329 от 04.12.2007 г., редакт. 2012г.).
  4. Федеральная Целевая Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы».
  5. Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г.
  6. «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками» (Федеральная программа 2001г.).
  7. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации  № 4 от5 декабря 2001 г.
  8. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (Приказ Минобразования РФ от  28.02.2002 г. № 619).
  9. Методические рекомендации Федерального НИИ Питания по открытию Центра профилактического, лечебного и восстановительного питания региона (Письмо НИИ Питания от 20.03.2008 г.).
  10. «О совершенствовании деятельности по профилактике заболеваний в РФ» (Приказ МЗ РФ от 23.09.2003 г. № 455).
  11. «О стратегии воспитания и развития личности в системе общего и профессионального образования России» (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 1252 от 19.06.97 г.).
  12. Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ранее Законопроект № 163560-6) 
  13. Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в  Самарской области на 2010 – 2018 г.г. № 124 от 07.04.2010г.
  14. Концепция «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса  (одобрена на заседании Межведомственной комиссии по развитию физической культуры и спорта от 26.06.2013г.
  15. Устав ФГБОУ ВПО «СГЭУ».

3. Стратегическая цель Программы

Создание комплексной системы формирования здоровья, ЗОЖ и обеспечение полноценных условий ее успешного и длительного функционирования.

4. Задачи Программы

  1. Обеспечение внутривузовского взаимодействия и партнерства по вопросам сохранения и укрепления здоровья студентов и всех сотрудников.
  2. Формирование у  студентов и сотрудников вуза мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ.
  3. Формирование внутривузовской среды, ориентированной на ценности здоровья и ЗОЖ. Создание условий учебы, работы и отдыха, обеспечивающих физический, психологический комфорт и высокую работоспособность, реализацию принципов ЗОЖ.
  4. Повышение уровня информированности студентов по вопросам сохранения и укрепления здоровья через создание и поддержание постоянно действующей информационной и образовательной системы, направленной на мотивацию к ЗОЖ, привлечению к активному отдыху, занятиям физической культурой, туризмом и спортом.
  5. Использование всех ресурсов медпункта СГЭУ для укрепления и восстановления здоровья студентов и сотрудников СГЭУ, эффективной профилактики заболеваний, обеспечение доступности и полноценности профилактических услуг.
  6. Формирование и совершенствование системы мониторинга здоровья, факторов риска и уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
  7. Проведение в ходе учебного процесса поисковых и прикладных научных исследований по проблеме «Здоровый образ жизни и здоровье студентов вуза», направленных на решение актуальных задач образования и воспитания.

5. Принципы реализации Программы

Реализация Программы базируется на следующих принципах:

  1. Научность – использование сведений, положений и методов, под­твержденных наукой и практикой.
  2. Системность – комплексная взаимосвязь различных методов управления здо­ровьем и формирования ЗОЖ.
  3. Преемственность – вовлечение в процесс формирования навыков ЗОЖ учащихся сред­них образовательных учреждений и выпускников СГЭУ.
  4. Региональная специфика – учет территориальных и экологических факторов, влияющих на уровень здоровья и на формирование ЗОЖ.
  5. Массовость и доступность – широкое использование программ оздоровления (включая студентов с ограниченными физическими возможностями).
  6. Индивидуальность - учет индивидуальных особенностей студентов и сотрудников вуза.
  7. Сроки реализации Программы

6. Период реализации Программы – 2013-2018 гг.

1 этап – 2013-2014 гг. – обобщение имеющегося опыта, формирование организационно-правовой базы, разработка плана ме­роприятий по реализации Программы, апробация предполагаемых методов и технологий Про­граммы.

2 этап – 2015-2017 гг. – реализация мероприятий Программы.

3 этап – 2017-2018 гг. – оценка эффективности, корректировка и реализация мероприятий Программы.

7. Основные направления деятельности в рамках данной программы и перечень мероприятий по их реализации:
1). Диагностика заболеваний и факторов риска, мониторинг состояния здоровья студентов  и сотрудников университета.

  • Ежегодный профилактический медицинский осмотр всех студентов (охват 100%), с распределением их по группам здоровья и разработкой индивидуальных программ оздоровления и реабилитации – обеспечивается медпунктом СГЭУ и Клиниками СамГМУ, МСЧ №  14    г.о. Самара (отделение общеврачебной практики);
  • распределение студентов по группам для занятий физической культурой в зависимости от состояния здоровья и в соответствии с их индивидуальной программой оздоровления и реабилитации;
  • диспансеризация преподавателей и сотрудников университета (охват 80%) с разработкой индивидуальных программ оздоровления и реабилитации - обеспечивается поликлиникой Промышленного района № 14 г.о. Самара (отделение общеврачебной практики);
  • создание комиссии по контролю состояния здоровья студентов, создание и регулярное ведение электронной базы данных состояния здоровья;
  • систематическое анкетирование студентов и сотрудников университета с целью выявления и оценки распространённости факторов риска различных заболеваний и вредных привычек, анализ полученных данных, с последующей коррекцией профилактических мероприятий.

2). Комплексные оздоровительные мероприятия

  • Создание условий для выполнения индивидуальных программ оздоровления и реабилитации, составленных в результате профилактических осмотров  студентов и диспансеризации преподавателей и сотрудников университета;
  • разработка инновационных профилактических и оздоровительных методов;
  • выполнение плана санаторно-курортного лечения сотрудников и студентов университета;
  • оздоровительная работа путём направления учащихся в молодёжные спортивно-оздоровительные лагеря, санатории и профилактории с ежегодным увеличением количества участников этой подпрограммы и, при наличии возможности, объёма финансирования этого направления работы;
  • разработка и выполнение комплекса мероприятий по устранению (уменьшению неблагоприятного воздействия) вредных производственных факторов, проведение сертификации рабочих мест;
  • проведение научных исследований в области профилактики заболеваний и выявления факторов риска их развития;
  • регулярное проведение оздоровительных мероприятий в условиях физкультурно – спортивного  комплекса СГЭУ.

3). Организация досуговой деятельности и активного отдыха

В вузе создана система работы по формированию культуры здоровья в про­цессе досуговой деятельности и активного отдыха студентов, что позволяет поддержи­вать высокий уровень психического и физического здоровья всех субъектов обра­зовательного процесса.

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

  • Развитие студенческого самоуправления, работа школы лидерства, организа­ция учебы студенческого актива СГЭУ.
  • Привлечение к участию в творческих конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня (областных, региональных, всероссийских и т.д.); проведение творческих вечеров, развитие движения КВН, центра эстетического воспитания и др.
  • Сотрудничество с культурными учреждениями города (театры, кинотеатры, досу­говые центры, спортивные комплексы).
  • Поддержка спорта, туризма; привлечение к участию в соревнованиях различного уровня; сотрудничество с федерациями различных видов спорта, организация спор­тивно-оздоровительных летних  лагерей.
  • Работа студенческих отрядов СГЭУ (строительный и педагогический отряд).

4).  Развитие физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт – стержневое условие ЗОЖ, являющееся наи­более эффективным средством физического и морального оздоровления населе­ния, способствующее профилактике заболеваний, продлению активного долголе­тия, сплочению семьи, организации досуга.

Актуальность данного направления Программы для  СГЭУ определяется на­блюдающейся в последние годы неутешительной динамикой снижения уровня физической подготовленности абитуриентов, а так же увеличением среднего воз­раста ППС.

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

1. Развитие системы физкультурно-спортивного воспитания студентов СГЭУ:

  • разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности в зависимости от индивидуальных особенностей студентов;
  • обеспечение преемственности программ физического воспитания в универси­тете по ВПО И СПО, привлечение к участию в спортивных программах выпу­скников и будущих абитуриентов вуза;
  • проведение мониторинга студентов, систематически занимающихся физиче­ской культурой и спортом;
  • выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса сту­дентами университета.

2. Пропаганда физической культуры и спорта среди студентов:

  • выявление интересов, потребностей и мотивации студентов и определение эф­фективности работы по пропаганде физической культуры и ЗОЖ;
  • привлечение к пропаганде спорта вeдyщиx cпeциaлиcтoв по спортивно-оздоровительной работе, ведущих cпopтcмeнoв, oбщecтвeнныx дeятeлeй.

3. Стимулирование двигательной активности преподавателей и сотрудников:

  • разработка физкультурно-оздоровительных программ для преподава­телей и сотрудников;
  • содействие преподавателям и сотрудникам в организации занятий физической культурой и спортом.

5).  Сохранение и укрепление психического здоровья

В свете современной социально-экономической ситуации проблема сохранения психического здо­ровья становится первоочередной, в том числе для  студенческой молодежи. Огромные нервно-психические нагрузки, обусловленные целым рядом причин, вызывают различного рода зависимости (в том числе Интернет-зависимость, игроманию и т.д.); возрастает количество психосоматиче­ских и нервно-психических заболеваний, наблюдается рост суицидального пове­дения.

Психологическая поддержка  студентов должна проводиться  в следующих направлениях:

  • разработка и внедрение комплекса профилактических мероприятий по сохране­нию и укреплению психического здоровья;
  • оказание адресной психологической помощи студентам в решении проблем личностной сферы и межличностного взаимодейст­вия;
  • повышение стрессоустойчивости и психо-адаптивных способностей у студентов.

6). Научно-образовательная деятельность по формированию ЗОЖ

 Данное направление  будет осуществля­ется путем реализации следующих мер:

1. Всестороннее информирование студентов и преподавателей в вопросах сохра­нения и укрепления здоровья:

  • внедрение в учебный процесс в  институтах университета дисцип­лин, обучающих приемам и методам сохранения и укрепления здоровья, право­вым вопросам охраны здоровья (кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности);
  • использование возможностей учебных дисциплин для акцентирования вни­мания на вопросах ЗОЖ (с учетом специфики будущей профессиональной деятельности).

2. Включение  студентов в научно-исследовательскую деятельность по проблемам здо­ровьесбережения и здоровьеформирования:

  • организация конференций по проблемам сохранения и укрепления здоровья студентов и преподавателей университета;
  • подготовка студентами и преподавателями научных статей, монографий и докла­дов на научные конференции по темам, связанным с разными аспектами здо­ровья человека и ЗОЖ;
  • выпуск сборников научных трудов по проблемам здоро­вья;

3. Привлечение студентов и преподавателей к пропаганде ЗОЖ:

  • проведение студентами и преподавателями публичных лекций на темы, связан­ные с различными аспектами здоровья человека;
  • выступление студентов и преподавателей в СМИ (газеты, радио, телевидение, интернет);
  • проведение факультативных занятий по обучению методике пропаганды ЗОЖ;
  • разработка учебно-методического обеспечения формирования ЗОЖ, в том числе и с использованием современных ИКТ.

7).  Организация сбалансированного рационального питания

Рациональное сбалансированное питание, соответствующее возрастным фи­зиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, является одним из основных факторов, определяющих гармоничное развитие организма студентов.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» организация питания воз­лагается на образовательные учреждения, в которых с целью охраны и укрепления здоровья  обучающихся должно быть помещение и необходимые условия для ра­боты, а также контроль за качеством их деятельностью.

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

Обеспечение условий для удовлетворения потребностей  студентов и сотрудников университета в качественных услугах организации питания.

Мониторинг качества питания  (комиссия профкома, центр здоровья студентов и сотрудников СГЭУ, привлечение студентов к оценке особенностей и характера собственного рациона и ре­жима питания).

8).  Профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма и других форм за­висимости

Употребление психоактивных средств стало глобальной проблемой, особенно актуальной для молодежи, которая склонна игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения. В связи с этим в  университете активно проводится профилактика табакокурения, алкого­лизма, наркомании и других форм зависимости.

Побуждение студентов к осознанному принятию решения не курить, не употреб­лять алкоголь и наркотики.

Предоставление студентам альтернативных способов удов­летворения их потребностей в самовыражении  и социальном развитии – физиче­ская культура и спорт, культурные мероприятия и различные формы    активного отдыха.

Создание обстановки в вузе, защищающей студентов от влияния различных форм психофизической зависимости.

9). Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания. Мониторинг здоровья

Медицинский пункт студентов и сотрудников СГЭУосуществляет комплекс мероприятий, направ­ленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья студентов и сотрудников, профилактику заболеваний, снижение заболеваемости. Расположение  медицинского кабинета при университете обеспечивает своевременность и доступность медицинской помощи.

Данное направление осуществляется путем реализации следующих мер:

1. Повышение качества профилактических осмотров и диспансерного наблюде­ния с проведением необходимого объема исследований:

  • углубленный профилактический осмотр студентов I курса, ежегодный профилактический осмотр студентов (со II курса и старше) и сотрудни­ков, ППС;
  • дополнительное углубленное обследование в клиниках ФГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» нуждающихся, с использованием современных методов диагностики;
  • выявление заболеваний на ранних стадиях;
  • индивидуальная оценка состояния здоровья с учетом факторов риска;
  • разработка, проведение, контроль эффективности и коррекция комплекса ле­чебно-профилактических, оздоровительных мероприятий и диспансерного дина­мического наблюдения за студентами и сотрудниками СГЭУ с выявленными заболеваниями.

2. Регулярный мониторинг здоровья  студентов, ППС и сотрудников университета с использованием физиологических, антропометрических, психо­логических показателей здоровья.

3. Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм организации учебной и трудо­вой деятельности.

10.  Ресурсы для решения поставлен­ных задач

ФГБОУ ВПО «СГЭУ» – СГЭУ один из ведущих университетов Поволжья, обучающих по программам основного и дополнительного образования, подготовки и переподготовки по широкому спектру направлений и специальностей социальных и экономических наук: 22 специальности, 13 направлений бакалавриата, 5 направлений магистерской подготовки. Ежегодно в университете проходят обучение около 10000 студентов и свыше 2500 слушателей (в т.ч. и управленческих кадров) на 30 кафедрах университета и 15 структурных подразделениях. 70% из общего числа профессорско-преподавательского состава университета (общее число ППС 509 человек) имеют ученые степени и звания; 20% ППС – доктора наук и профессора.

В СГЭУ под руководством студенческого спортивного клуба САМЭК» культивируются следующие виды спорта: плавание, волейбол, баскетбол, мини-футбол, настольный теннис, легкая атлетика, пауэрлифтинг, фитнес-аэробика, самбо, дзюдо, сумо, тхэквондо, шахматы, бадминтон.

Материально-техническая база СГЭУ состоит из зала 42х24 м, зала 36х18 м, зала борьбы 15х15 м, двух помещений для занятий настольным теннисом 9х23 м и 12х10 м, зала для занятий силовым троеборьем 5х10 м, зала для занятий фитнес-аэробикой 10х10 м.

Структурными подразделениями СГЭУ, непосредственно занимающимися оздоровлением и пропагандой ЗОЖ, являются:

Медицинский кабинет СГЭУ – оказывает следующие виды медицинских услуг: профилактика, диспансеризация, вакцинация, лечение, оказание первой медицинской помощи, медицинский осмотр специалистами один раз в год. Прием больных ведет врач терапевт, имеющий высшую категорию. В кабинете ингаляторный, терапевтический, прививочный и процедурный кабинеты.

Центр здоровья студентов и сотрудников СГЭУ – обеспечивает координацию деятельности структурных подразделений  СГЭУ по формированию у студентов и сотрудников профессионально и личностно значимых компетенций в области охраны здоровья.

Психологическая служба СГЭУ. Приоритетной задачей службы является охрана психического здоровья всего контингента университета: психологическая профилактика, консультативная деятельность, психологическая коррекция и преодоление отклонений в социально-психическом развитии.

Спортклуб  «САМЭК» – формирует навыки физической культуры у  студентов, организует активный отдых, содействует гармоничному меж­личностному общению, включению принципов ЗОЖ в систему жизненных приоритетов.

Центр новых информационных технологий– обеспечивает использование современных информационно-коммуникативных техно­логий (ИКТ) в образовательной деятельности по формированию и пропаганде ЗОЖ.

 Разработано:

Заведующий кафедрой физвоспитания, к.п.н., доцент   Л.А. Иванова

Доцент кафедры физвоспитания, к.п.н.        А.М. Данилова

Доцент кафедры физвоспитания      Л.А. Мокеева    

Яндекс.Метрика