Samara State University of Economics
.

Search form

Новости
и события
Анонсы СМИ о нас вестник СГЭУ «Экономист»

Работа на перспективу

Submitted by tey_a on 08.02.2019

Интервью первого проректора по учебной и воспитательной работе Болговой Виктории Владимировны: «СГЭУ - это качество образования и прикладной характер подготовки».

«Высшее образование - набор для длительного выживания в любых условиях», считает первый проректор по учебной и воспитательной работе Самарского государственного экономического университета, д.ю.н., профессор Виктория Болгова. О том, какова перспектива профессий экономиста и юриста, что позволяет вузу оставаться одним из самых востребованных в регионе и стране, а также о том, какие изменения внесены в приемную кампанию 2019 года, она рассказала газете «Экономист».

- Виктория Владимировна, сегодня уже стало практически аксиомой, что у нас существует переизбыток экономистов и юристов. Как Вы считаете, насколько это утверждение, которое звучит из разных источников, сегодня справедливо?

- Когда говорят об избытке, то, в первую очередь, возникает вопрос, а как считали? Что являлось исходной цифрой для сравнения? На этот вопрос вряд ли кто-то Вам ответит.

Отмечу лишь, что интерес к этим профессиям не падает, как и спрос на специалистов. Superjob, например, регулярно ведет статистику по самым интересным вакансиям месяца. В январе в Самаре из топ-5 вакансий три - для экономистов и управленцев.

Можно много говорить о том, что школьники и их родители, выбирая эти специальности, неверно оценивают свои шансы на успешное будущее. Но опыт СГЭУ показывает, что к нам на программы магистратуры и второго высшего образования приходят уже взрослые люди, обучившиеся по другим специальностям. Их выбор уже явно не является спонтанным. И они испытывают потребность в юридических и экономических знаниях.

В СГЭУ мы очень четко понимаем, что нельзя стоять на месте. Что сегодня, а тем более завтра будут востребованы экономисты и юристы новой формации: с развитыми цифровыми компетенциями, воспринимающие экономику и право как единую систему, имеющие качественную языковую подготовку, с предпринимательским мышлением, навыками проектного управления. Мы их и готовим. И то, что более 80% наших выпускников трудоустраиваются по специальности в первый год после окончания вуза, свидетельствует о том, что мы делаем это хорошо.

- По данным из открытых источников, рекрутинговая компания, которую Вы упомянули выше, Superjob, убрала из объявлений вакансий графу «образование». Другая российская компания, занимающаяся онлайн-рекрутментом, HeadHunter, уже разрабатывает систему оценки навыков без сведений об образовании... Означает ли это, что скоро для работодателя образование соискателя не будет иметь никакого значения?

- Нужно, в первую очередь, об этом спросить самих работодателей. Они пользователи и, в принципе, заказчики таких систем. Ведь названные Вами агрегаторы - это сервисы. А сервис должен быть удобен. Параметры поиска сотрудника, используемые в системах, должны позволять именно работодателю найти того, кто ему нужен. И если в системе «координат» работодателя образование не имеет значения, то он этот параметр не учитывает уже сейчас. Но работодатели разные, им нужны разные работники, поэтому сервис таким запросам «разных» пользователей и должен отвечать. Достаточно странно выглядит ситуация, когда сервис диктует пользователю, как ему поступать.

По сути вопрос, который обострился в связи с анонсированными решениями Superjob и HeadHunter, - это вопрос о необходимости высшего образования. Я бы на него ответила так. Высшее образование - это набор для длительного выживания в любых условиях. С ним проще адаптироваться к любым требованиям работодателей, законодательства и т.д. Но оно не гарантирует того, что это будет комфортное выживание. Наличие учебника физики еще никого физиком не сделало. Воспользоваться ресурсом - умение, которое нужно развивать.

- В мае 2015 года состоялась презентация «Атласа новых профессий», который появился по итогам масштабного исследования «Форсайт компетенций - 2030», проведенного Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив (АСИ). Свыше 2500 российских и международных экспертов высказали свое мнение о востребованных профессиях в 19 отраслях экономики. Сегодня уже можно уверенно говорить о том, что ряд профессий «погибнет» и их сменят новые?

- Школьников в курсе «Обществознание» учат, что главный критерий истины - практика. С прогнозами, а особенно футуристическими, - это практика будущего. Как говорится, время покажет. С авторами таких прогнозов, конечно, соглашусь в том, что новый мир рождает новые запросы, и, конечно, новые профессии. Это неизбежно и закономерно. Но вот с утверждениями о «скорой смерти» профессий, да еще и в рамках некоего перечня, столь однозначно не соглашусь. Приведу пример. В числе профессий-пенсионеров, например, авторы «Атласа профессий будущего» называют профессию юрисконсульта. Начнем с того, что это вообще не профессия, а род занятий специалиста-юриста. Также авторы указанного труда, по всей видимости, отождествили юрисконсульта с человеком, который дает ответы на заданные вопросы, консультирует по вопросам права. Это, конечно, не юрисконсульт. Но если говорить о юридическом консультировании как о виде юридической деятельности, то оно не исчезнет. Правовое регулирование усложняется, проникает во все многообразие областей общественных отношений, а следовательно, и вопросов, на которые необходимо отвечать, становится больше. Предрекая «скорую смерть» юридическому консультированию, авторы Атласа видимо не заметили, что оно уже сегодня существенно трансформировалось. Появились юристы, которые готовят консультационные материалы для информационных ресурсов, моделируют стандартные вопросы, ведут онлайн-консультации. Но есть и те, кто работает в режиме непосредственного общения с людьми, нуждающимися в юридической помощи. Иногда без их помощи гражданин даже вопрос сформулировать не может верно, не говоря уже о поиске ответа на него. Позволю себе предположить, что в ближайшем будущем появятся юристы, специализирующиеся на проверке достоверности консультаций, данных в информационных сервисах - своеобразный юридический надзор, так как «вера в печатное слово» у наших граждан еще очень сильна, а, в отличие от реального специалиста, информационно-правовой сервис ответственности за ненадлежащую консультацию не несет.

Столь же преждевременны и предсказания скорой гибели профессии бухгалтера. Уже сегодня каждый высококлассный бухгалтер - это носитель не только компетенций, связанных с учетом, но и специалист в корпоративных информационных системах, бизнес-аналитик, налоговый консультант и т.д. Развитие, наполнение этой деятельности - вот будущее. А говорить о гибели профессии - это, примерно, как сказать, что поскольку бухгалтеры перестали пользоваться арифмометрами, то их больше нет.

- По итогам 2018 года СГЭУ вошел в топ-10 всероссийского рейтинга самых востребованных вузов России, благодаря чему стали возможны такие высокие показатели?

- Рейтинги - это внешние оценки нашей деятельности, поэтому любой рейтинговой оценке мы уделяем особое внимание. Мы гордимся тем, что вошли в десятку самых востребованных образовательных организаций страны в сфере управления (экономика, финансы, юриспруденция), но задаем себе вопрос, а почему мы не первые? Что нужно еще сделать? Вот это секрет всех показателей: не стоять на месте. Работать. Приведу пример. В прошлом году мы обратили внимание, что один из показателей, который учитывается в рейтинговой оценке, - это количество мобильных приложений, разработанных в вузе. Восприняли это как задачу, разработали план решения. И уже есть результаты. Мы за 2018 год разработали, зарегистрировали и внедрили несколько мобильных приложений, которые используем не только в вузе, но и продвигаем среди сторонних пользователей. Сделать их более популярными, востребованными, расширить число мобильных сервисов, авторами которых являются наши специалисты, - задача, над которой мы работаем сегодня. Так и с другими показателями.

- Современные реалии заставляют нас соответствовать требованиям времени, сейчас активно ведется работа по реализации мероприятий национальной программы и национального проекта «Цифровая экономика», что готов предложить СГЭУ в этой связи?

- Программу «Цифровая экономика Российской Федерации», принятую Правительством РФ, в СГЭУ буквально восприняли как прямое руководство к действию. Что уже сделано? Мы разработали и реализовали несколько новых программ подготовки IT-специалистов, как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры. Запустили программу исследований по направлению «Умный город», получили по ней поддержку зарубежных партнеров из Швейцарии, сформировали продукт, который активно продвигаем в процессе взаимодействия с правительством Самарской области и местными органами власти. Внедрили программу развития цифровых компетенций студентов, обучающихся не на IT-специальностях. Полностью модернизировали информационную систему, сетевую инфраструктуру университета.

Что в ближайших планах? Создать комфортные условия для привлечения действующих работников IT-индустрии для преподавания в вузе. Отработать модели развития цифровых компетенций наших студентов. Реализовать программу развития цифровых компетенций для взрослого населения. Запустить программу исследования проблем правового регулирования в условиях цифровой экономики.

- Сегодня практико-ориентированный подход в обучении будущих специалистов является приоритетной задачей, как она решена в Самарском государственном экономическом университете?

- Ну, в первую очередь, мы находимся в постоянном взаимодействии с работодателями, учитывая их потребности и запросы при проектировании образовательных программ. Одно из важнейших направлений нашей работы - организация практики студентов именно в профильных организациях, являющихся лидерами Самарского региона в своей области деятельности. И всегда «снимаем» результаты практики, получаем обратную связь от работодателей. Ну и от ребят, конечно. Разработали и успешно реализуем программы проектного обучения. Наши студенты получают задание от своего потенциального работодателя, командой работают над реальным проектом, презентуют его, получают возможность внедрить в деятельность конкретной организации. В качестве заказчиков таких проектов - банки, промышленные предприятия, предприятия отрасли сервиса. Запрос на подобную работу есть как у студентов, так и у работодателей.

- Учиться в СГЭУ не только престижно, но и сложно… Каким основным качеством должен обладать студент Вашего вуза?

- Мы в СГЭУ уверены, что наши студенты - самые лучшие, талантливые, умные, инициативные. Любимые, в общем. Университет дает много возможностей не только в плане образования, но и помогает в личностном росте. И наиболее успешен тот студент, кто готов использовать все эти возможности. Наши лучшие ребята, как правило, параллельно осваивают две образовательные программы (как минимум), получают профессиональную переводческую подготовку, занимаются в школе социального проектирования, проходят международные стажировки и включенное обучение в наших вузах-партнерах, вовлечены в работу органов студенческого самоуправления, работают в вузовских СМИ, занимаются спортом. И все это - одновременно. Так что студент СГЭУ - выносливый человек!

- В системе высшего образования регулярно происходят изменения, которые инициирует Минобр РФ, если говорить о новой приемной кампании 2019 года, будут ли изменения в условиях приема? Какие новшества предложит СГЭУ своим будущим студентам?

- Мы очень рады тому, что уже несколько лет правила приема наш учредитель не меняет. Это важно, в первую очередь, для наших абитуриентов и их родителей. Правила открыты и понятны. Вместе со всей страной в 2019 году СГЭУ меняет правила целевого обучения, вот, пожалуй, и все новеллы в условиях приема. В приемную кампанию 2019/2020 года СГЭУ традиционно предлагает новые программы и направления подготовки. Мы впервые будем принимать ребят на направление «Бизнес-информатика», причем как на программы бакалавриата, так и на программы магистратуры.

В эту приемную кампанию СГЭУ впервые объявляет набор на программы, аналогов которым нет не только в Самарской области, но и в Приволжском федеральном округе. Мы - единственный вуз, имеющий лицензию на право образовательной деятельности по программам магистратуры «Землеустройство и кадастры» и «Государственный аудит».

СГЭУ начинает подготовку по программам бакалавриата и магистратуры «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», потребность в специалистах этого профиля очень высока, готовить будем только мы.

- В последнее время все чаще можно встретить информацию о прекращении подготовки студентов по заочной форме обучения. С чем это связано, и какие перспективы у «заочки» в СГЭУ?

- Выбор, в какой форме реализовать обучение по той или иной специальности, направлению подготовки, сегодня зависит как от самой образовательной организации, так и от требований законодательства. Например, в СГЭУ мы не реализуем в заочной форме программы специалитета «Экономическая безопасность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности». Наше решение связано с тем, что программа включает специальную подготовку, которая результативнее, если проводится очно. А вот программа подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» с 1 сентября 2017 года в заочной форме реализуется только для тех, у кого уже есть высшее образование. Это требование Федерального государственного образовательного стандарта. В приемной кампании 2019/2020 года СГЭУ не планирует каких-либо изменений в приеме на заочную форму обучения, более того, мы расширяем прием на заочную форму обучения по программам магистратуры.

Могу ли я как-то оценить дискуссию по вопросу о прекращении подготовки по заочной форме в целом и по направлениям подготовки, реализуемым в университете? По факту речь о расширении перечня специальностей, по которым образование в заочной форме получить невозможно. В нем, например, очень давно медицинские специальности. Почему такой перечень появился? В первую очередь на его формирование оказывает влияние профессиональное сообщество, члены которого уверены, что специалиста в той или иной области профессиональной деятельности можно подготовить только в процессе непосредственного, личного взаимодействия с преподавателями. Есть ли такой запрос от профессиональных сообществ экономистов, управленцев, юристов, специалистов по связям с общественностью, социологов, специалистов туристского бизнеса? Мы для них готовим своих выпускников. Думаю, что сегодня есть артикулированный запрос на качество подготовки, а не на форму, в которой она ведется. Если программа хорошо обеспечена методически, предполагает грамотную организацию контролируемой самостоятельной работы, практик студентов, а ее выпускник готов к выполнению необходимой трудовой функции, то работодателю все равно, в какой форме программа осваивалась. Главное в этом случае, на мой взгляд, - результат, а не процесс.

- Виктория Владимировна, Самарский государственный экономический университет многие годы входит в число лучших университетов страны социально-экономического и юридического профиля, что, на Ваш взгляд, является основным конкурентным преимуществом вуза сегодня?

- В первую очередь - это качество образования. К нам традиционно приходят хорошо подготовленные абитуриенты, мы одни из лидеров в стране по так называемому качеству приема. Встречая таких студентов, мы обязаны оправдать их ожидания. Предложить им такие программы, такие формы обучения, чтобы желание учиться не пропало. Это трудная задача, мы много и интенсивно работаем над ее решением, развиваем методическую базу, информационную инфраструктуру, модернизируем кампус, используем самые современные образовательные технологии.

СГЭУ - это качество образования и прикладной характер подготовки. Мы не готовим специалистов вообще, мы готовим их для конкретных сфер экономики и юридической деятельности. Но при этом сохраняем традиции фундаментального образования. В результате наши выпускники имеют очень конкретизированные компетенции, но способны быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.

- Какие приоритетные направления для развития высшего образования Вы бы обозначили для губернских властей?

- Региональные власти и лично губернатор Д.И. Азаров могут сделать многое: первое - провести работу, чтобы вузы Самарской области могли предложить абитуриентам всю номенклатуру направлений подготовки и специальностей, которая предусмотрена законом, чтобы не возникало необходимости уезжать из региона для учебы. Второе - активнее «вмешиваться» в борьбу вузов за абитуриентов и ресурсы. Область могла бы быть регулятором этих процессов, гарантом стабильности развития образовательного рынка в Самаре. И третье - это формирование регионального заказа на подготовку специалистов с учетом потребностей рынка труда и регионального экономического развития.

- Если заглянуть в будущее, представить, каким университет должен стать в ближайшие 5 лет, какие приоритетные направления его развития Вы бы обозначили? Над чем стоит поработать более тщательно сегодня?

- Что в приоритете? Подготовка кадров для цифровой экономики, продвижение вуза на зарубежные образовательные рынки, выход на рынок онлайн-обучения. Это перспективные задачи, над решением которых мы уже сегодня работаем.

Какие мы через 5 лет? Успешные, динамично развивающиеся, сохранившие свою уникальность. Что для этого делать? Много работать, заботиться о членах нашего замечательно коллектива, помогать ветеранам СГЭУ, помнить о своих корнях, ответственно относиться к нашим студентам и к исполнению своих обязательств.

×
Яндекс.Метрика