|
Материал в федеральном журнале «Образование цели и перспективы», № 52, 2017
|
Самарский государственный экономический университет (СГЭУ) был основан в 1931 году как Средневолжский плановый институт. Его задача в момент основания - готовить принципиально новых специалистов - экономистов по планированию народного хозяйства. За 86 лет своей истории СГЭУ менял наименование, структуру, адрес, внешний облик, перечень и содержание специальностей, по которым готовил студентов, но эти изменения не затрагивали главную особенность университета. Он был и остается центром подготовки специалистов, способных работать в актуальных экономических условиях и, отвечая на вызовы меняющегося мира, осуществлять желаемые изменения.
Сегодня СГЭУ - это 6 институтов, 33 кафедры, факультет среднего профессионального образования, факультет второго высшего и дополнительного образования, заочный факультет, несколько центров дополнительного профессионального образования, филиал в г. Сызрань. Университет готовит бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов, докторантов, специалистов среднего звена, является признанным центром бизнес-образования. В вузе обучается более 10 000 студентов, более 2 000 слушателей, работает 400 преподавателей.
Устав по-настоящему многопрофильным университетом, ведущим подготовку по 12 группам специальностей, всех уровней профессионального образования, он, тем не менее, остался единственным профильным вузом Приволжского федерального округа.
Стратегическая цель Университета на период до 2020 года - достижение конкурентоспособности вуза на национальном и международном уровнях, обеспечение непрерывности образования, востребованность выпускников СГЭУ органами власти и управления, бизнес-сообществом, формирование пула экономических факультетов и вузов Самарской области во главе со СГЭУ и на этой основе достижение существенного роста вклада университета в повышение устойчивости развития и глобальной конкурентоспособности социально-экономических систем различного уровня.
Сохраняя традиции, изменяться, быть центром инноваций, опережать время - задачи, которые решает СГЭУ сегодня.
«Опережать время»
В литературе, посвященной основным тенденциям глобального развития, утвердилась точка зрения, что 21 век будет веком образования, а сам институт образования превратится в определяющий социальный институт. Как замечает американский социолог Д. Белл в бестселлере «Приход постиндустриального общества», наука и образование - это «новая ось», вокруг которой структурируется современное общество.
«Ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу», - утверждает Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века.
Как и другие вузы, СГЭУ сегодня решает задачи подготовки специалистов, способных эффективно работать, быть успешными, востребованными в современных условиях, обладающих гибкостью и вариативностью мышления. Какие решения этих задач сегодня предлагает университет?
Учить новому
В первую очередь, СГЭУ проектирует, внедряет и реализует новые образовательные программы: «Прикладная информатика в электронной экономике», «Электронная коммерция», «Электронные сервисы и интеллектуальные информационные технологии в экономике», «Экономическая социология», «Проектно-процессное управление организацией», «Международные стандарты учета, финансовой отчетности и аудита», «Управленческий учет и контроллинг», «Региональная экономика и проектное управление территориальным развитием», «Предпринимательское дело».
Каждая из них - не только ответ на новые потребности социально-экономических систем, рынка труд, но и своеобразный драйвер такого рынка. В СГЭУ считают, что нужно учить так и тому, чтобы по завершению 6-летнего образовательного цикла выпускник был нужным, а значит уже сегодня нужно прогнозировать потребности, как минимум, на 10-15 лет вперед и учить новому.
Во-вторых, СГЭУ модернизирует уже существующие программы подготовки, воспринимая изменения как абсолютную необходимость, обеспечивающую «жизнеспособность» программы. В университете хорошо понимают, что современный специалист должен иметь инструменты, позволяющие ему и адаптироваться к изменениям, и добывать новые знания, и самому продуцировать новое. А для этого ему нужны, как традиционные, так и новые компетенции.
Так, вполне традиционная для университета подготовка статистиков трансформировалась в программу «Бизнес-аналитика», специалисты по экономике организаций получают компетенции инвестиционных аналитиков, а студенты управленческих специальностей - навыки управления инновациями.
Во все программы образовательные программы университета введены блоки, связанные с необходимостью адаптации к потребностям цифровой экономики. СГЭУ - единственный вуз, в котором для всех студентов реализуется специальный учебный курс - Корпоративные информационные системы, а все обучающиеся получают навыки программирования.
В СГЭУ формируется двуязычная среда за счет курсов, реализуемых на иностранном языке и обязательных требований к использованию актуальных трудов зарубежных ученых и практиков при подготовке собственных проектов.
Начиная с первого курса, студенты СГЭУ работают в международных волонтерских лагерях за рубежом, участвуют в летних экономических и юридических школах, проходят обучение в течение одного или двух семестров в партнерских вузах в Европе, Канаде или США, изучают иностранные языки в партнёрских лингвистических школах, а также имеют возможность получить европейский диплом о высшем образовании. Накопленный опыт реализации совместных образовательных программ и налаженная система академической мобильности позволили приступить к реализации более масштабных совместных проектов, связанных с осуществлением совместных исследований в рамках интернационализации научной деятельности.
Исследователи и преподаватели СГЭУ регулярно публикуются в рецензируемых журналах совместно с коллегами из вузов-партнеров, осуществляют совместные исследовательские проекты, результаты которых отражены в ряде монографий опубликованных в 2016-2017 гг. совместно с исследователями из Чехии, Португалии, Германии. Ежегодно преподаватели из университетов партнеров посещают Самарский государственный экономический университет с целью краткосрочных стажировок в области проведения исследований и изучения методов преподавания экономических дисциплин. Международные программы СГЭУ помогают нашим выпускникам проложить свой путь в современной деловой среде.
Одна из задач университета - создать для студентов условия и возможности уже в период обучения получить квалификации, которые дадут им конкурентные преимущества в процессе трудоустройства. Так, СГЭУ аккредитован Центральным банком Российской Федерации на аттестацию специалистов финансового рынка, СГЭУ - региональная образовательная площадка общенациональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма, обеспечивающая доступ ко всему лучшему, что есть в туристском образовании. Университет -федеральная инновационная образовательная площадка подготовки специалистов для контрактной системы.
Еще одно важное направление работы - развитие в вузе системы подготовки по международным квалификациям. Уже сейчас в СГЭУ ведется подготовка специалистов по стандартам АССА (THE ASSOCIATION OF CHARTERED CERTIFIED ACCOUNTANTS). В планах - подготовка к получению дипломов IAB, IFA, СНА.
Конкурентоспособность вуза во многом зависит от качества подготовки выпускников и их трудоустройства. Руководствуясь этой целью, университет активно развивает отношения с работодателями. Университет совместно с постоянными партнерами ищет и реализует новые формы взаимодействия. Реализуются проекты, направленные на усиление взаимодействие работодателей и вузов.
Например, образовательная программа «Локальное и глобальное предпринимательство». Кейс программы: разработка бизнес-проектов для реализации в Самарской области в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу 2018. В процессе работы студенты-участники оснащаются soft skills, востребованными на современном рынке труда: понимание личной позиции, рефлексия по отношению к выполняемым работам, умение предлагать креативные решения, умение работать в международной команде. В 2017 год в Университете прошли курсы повышения квалификации для студентов «Проектно-процессное управление организацией», этот проект позволил произвести трехстороннее взаимодействие, объединяющее образовательное учреждение, студентов и представителей бизнес-среды. Партнерами вуза выступали компании регионального и федерального уровня.
Усилия университета приносят плоды. Более 80% выпускников СГЭУ трудоустраиваются в первый год после окончания университета, а по уровню заработной платы выпускников, СГЭУ на 13 месте среди социально-экономических вузов страны.
Учить по-новому
В университете хорошо понимают, что в ближайшей перспективе сильно изменится само представление о профессии, а чрезмерно узкая специализация ограничивает возможности выбора для выпускника. Поэтому много внимания уделяют развитию востребованных компетенций (умение решать задачи и проблемы, творческий подход и тому подобное), необходимых качеств (любознательность, предпринимательские способности, способность к коллективной работе и так далее), универсализации процессов подготовки.
Современный студент СГЭУ - человек творческий, активный, ищущий. И предложить ему лишь доску, мел и лекции под методическую диктовку -значит обмануть его ожидания. Следовательно, к проверенным и надежным способам обучения нужно непременно добавлять новое.
Говоря о форме взаимодействия студентов и преподавателей в СГЭУ, нельзя не сказать об информационно-образовательной среде университета (ИОС СГЭУ). На сегодняшний день ИОС СГЭУ - это аппаратно-программный комплекс, построенный на базе современных интеллектуальных, технических и программных решений. Ядром программной части ИОС СГЭУ являются современные платформы электронного обучения, телекоммуникаций и дистанционного взаимодействия. К таким инструментам относятся, платформа электронного обучения и создания электронных образовательных ресурсов Moodle, платформа для проведения интерактивных конференций, занятий в режиме виртуального присутствия, online-поддержки обучающихся AdobeConnect, платформа сопровождения портфолио сотрудников и обучающихся Mahara, система проверки работ на заимствования «Антиплагиат.РУ». ИОС СГЭУ интегрирует возможности всех вышеперечисленных платформ единой системой идентификации и сквозной авторизацией всех участников образовательного процесса. Уникальность ИОС СГЭУ заключается в автоматизации практически всех аспектов взаимодействия с обучающимися, сотрудниками и менеджментом университета. Для этого используется проектируемое и разрабатываемое в СГЭУ программное решение на базе платформы «1С: Предприятие». Эта система на 100% адаптирована для решения задач университета и является важным элементом информационно-образовательной среды, позволяет практически полностью осуществить значимую часть управленческих задач вуза.
Визитной карточкой СГЭУ является его официальный сайт, также интегрированный в информационно-образовательную среду. Информация, размещенная на сайте, полностью соответствует всем требованиям законодательства Российской Федерации, рекомендациям учредителя, а главное, остается доступной для всех участников образовательного процесса. Часть информационных объектов сайта, размещенных в блоке «Сведения об образовательной организации» синхронизируются автоматически в режиме реального времени с данными, размещенными в информационно-образовательной среде.
В процессе совершенствования ИОС СГЭУ большое внимание уделяется развитию пользовательского интерфейса. Он адаптируется под самые современные стандарты. Фронт-энд ИОС может работать в любом современном браузере. Кроме этого он адаптирован под мобильные устройства и планшеты. С недавних пор у ИОС СГЭУ появилась мобильная версия под платформы IOS и Android.
Каким бы удобным не был интерфейс системы и её функциональные возможности, работать в ней необходимо обучать. С помощью соответствующих дисциплин учебного плана студенты бакалавриата и магистратуры учатся взаимодействовать с ИОС, формировать портфолио, синхронно и асинхронно работать с преподавателями и сокурсниками. В рамках программ аспирантуры кроме того формируются навыки разработки электронных образовательных ресурсов и электронных курсов. Профессорско-преподавательский состав проходит ежегодное повышение квалификации в области применения информационно-коммуникационных технологий в своей педагогической деятельности, где отдельным вопросом стоит использование всех возможностей ИОС.
Описывая программную составляющую ИОС СГЭУ нельзя не затронуть техническое состояние университета. Все лекционные аудитории оснащены проекторами. В лекционных аудиториях размещена аудио-воспроизводящая техника. В вузе функционируют две аудитории, полностью адаптированные для проведения занятий в режиме виртуального присутствия. Компьютерные аудитории оснащены на современном техническом уровне и имеют доступ к широко скоростному каналу передачи данных. В компьютерных классах установлено самое современное программное обеспечение. Многие решения работают с использованием облачных технологий. Все это позволяет преподавателям университета вести занятия в комфортных условиях и предоставлять обучающимся только самые современные знания.
Меняется и содержательная сторона преподавания. В СГЭУ считают, что обучение должно быть максимально приближено к практике, для чего активно разрабатывают и используют разного рода симуляторы, модели, интерактивные ресурсы. Например, при подготовке экономистов активно используются бизнес-симуляторы, например «Бизнес-максимум». Студенты проходят несколько уровней полномасштабной красочной игры, где управляют виртуальным предприятием. В игре множество участников, что создают жесткие условия конкуренции. А технические возможности университета позволяют вовлекать в симуляционную игру не только студентов СГЭУ, но и обучающихся других вузов, в том числе зарубежных.
Студенты университета, обучающиеся по направлению «Землеустройство и кадастры» имеют возможность пользоваться геодезическим полигоном СГЭУ, аналогов которому в регионе больше нет.
При подготовке юристов используются методики клинического обучения, которые хорошо апробированы. Но новшеством СГЭУ является создание виртуальной юридической клиники с постоянным каналом на YouTube, а также центра правовой помощи студентам «Право для студентов».
Вполне сложившаяся в университете практика - это организация обучения через командную проектную работу. В вузе работает школа социального проектирования. Студенты получают навыки самостоятельной разработки и продвижения собственного социального проекта, и, что немало важно, возможности для финансирования своей разработки.
Быть новыми
В СГЭУ считают, что понятие «региональный вуз» ушло в прошлое. Образовательное пространство сегодня - весь мир, и университет его часть. А значит и студенты, и преподаватели вуза должны иметь возможности доступа ко всему многообразию окружающего мира.
С 2016 года СГЭУ - член национальной платформы открытого образования. Это дало возможность студентам университета получить доступ к образовательным курсам, разработанным ведущими вузами страны, пройти обучение с их использованием и право на чет результатов обучения.
Взаимодействие университета с национальной платформой открытого образования носит встречный характер, и СГЭУ сегодня активно работает над продвижением своих образовательных практик, разрабатывая электронные курсы, записывая видео-лекции, мастер-классы, учебные фильмы.
Политика «глобализации» уже приносит плоды. Около 4% всех обучающихся в СГЭУ - иностранцы. В 2017 году для иностранных обучающихся будет реализована программа магистратуры полностью в дистанционном формате.
Сердце университета - его научная библиотека - тоже меняется. Читальные залы компьютеризированы, студенты, работая в библиотеке, обеспечены доступом к сети Интернет и 10 электронно-библиотечным системам и электронным библиотекам. А в 2017 году в СГЭУ появилась и собственная электронно-библиотечная система, наполняемая за счет научных и учебно-методических разработок преподавателей университета.
СГЭУ ежегодно выступает исполнителем крупных научных проектов фундаментального и прикладного характера, выполняемых по заказу Министерства образования и науки РФ, фондов, органов государственной и муниципальной власти, представителей реального сектора экономики.
В 2017 году два проекта Самарского государственного экономического университета стали победителями проводимого Министерством образования и науки РФ конкурсного отбора научных проектов, выполняемых коллективами исследовательских центров и научных лабораторий образовательных организаций высшего образования. Проект «Разработка методов и информационных технологий макроэкономического моделирования и стратегического планирования энергоэффективного развития топливно-энергетического комплекса субъекта Российской Федерации» и проект «Управление изменениями в системе высшего образования на основе концепции устойчивого развития и согласования интересов». Стоит отметить тот факт, что в числе вузов-победителей конкурсного отбора только два экономических - СГЭУ и РЭУ им. Г.В. Плеханова, а среди получивших финансовую поддержку 444 проектов - всего пять экономического профиля.
В 2017 году начаты еще 2 масштабных проекта при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований - проекты «Стратегические решения в логистике снабжения предприятий железнодорожного транспорта» и «Инновационное развитие российских регионов в условиях санкций: оценки влияния, дифференциация, возможности опережающего развития».
Ученые университета активно участвуют в реализации стратегии развития особой экономической зоны (ОЭЗ) «Тольятти», направленной на перевыполнение планов по привлечению резидентов и инвестиций. Совместный проект СГЭУ и ОЭЗ включает в себя крупную исследовательскую работу, связанную с анализом текущего состояния регионального рынка и перспективами развития промышленных кластеров.
Ежегодно на базе университета проводятся крупные научные мероприятия и форумы. Так, в ноябре 2017 года в Самарском государственном экономическом университете при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований состоялась 16-я Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития предприятий: теория и практика», которая заслужила репутацию одной из крупнейших в России.
В течение последних 5 лет в университете построен современный медиацентр, открыт первый в регионе вузовский Коворкинг-центр, Центр студенческого предпринимательства.,
Быть собой
Найти баланс между модернизацией и традиционализмом - задача сложная, но СГЭУ ее решает. Университет сохранил свой педагогический коллектив, при этом постоянно работает над повышением квалификации своих преподавателей.
Ежегодно увеличивая прием, расширяя возможности поступающих на получение образования, СГЭУ, тем не менее, остается вузом «отличников», занимая лидирующие позиции в рейтингах по качеству приема.
Включаясь в глобальное образовательное пространство, готовя специалистов для мирового рынка труда, вуз остается ведущим экспертным центром проблем региональной экономики.
Развивая систему практико-ориентированного обучения, вуз сохраняет развитую систему теоретической подготовки.
Расширяя спектр образовательных программ, осваивая новые области научных исследований, формируя новые педагогические технологии, университет четко позиционирует себя как вуз социально-экономического профиля.
Уверенно смотря в будущее, в СГЭУ хорошо знают свое прошлое.
Наша справка
Габибулла Рабаданович Хасаев,
и.о. ректора Самарского государственного экономического университета, председатель Самарского областного отделения Русского географического общества, председатель Самарского регионального отделения «Вольного экономического общества», доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России.
Публикация подготовлена редакцией журнала "Образование цели и перспективы".