Пичкуров Сергей Николаевич. Директор Института национальной экономики.
- Сергей Николаевич, сколько лет вы работаете в ВУЗе?
- Я закончил вуз в 1982 году – это был первый выпуск специальности «Финансы и кредит». Тогда начала формироваться одноимённая кафедра и требовались преподаватели. Поэтому, когда поступило предложение остаться на кафедре, я согласился вместе с Тершуковой Мариной Борисовной.
В дальнейшем мы защитили диссертации и вернулись для преподавательской деятельности. Она из Москвы, а я из Ленинграда. Я учился в Ленинградском финансово экономическом институте им. Вознесенского. Проработал на кафедре преподавателем с 1987 по 1989 год.
В это время началась перестройка, и мы решили открыть Автовазбанк - первый коммерческий банк в Самарской области. Мой друг Закиров Ш.З. (учился в одной группе с Тершуковой М.Б.) возглавил Самарский филиал, а мне предложил стать начальников учебного отдела, чтобы готовить будущих банкиров-практиков. Их тогда никто не готовил. И вот после 1989 года я работал в банковской системе. И только три года назад вернулся сюда на кафедру.
- Какие изменения в высшей школе вы заметили с того времени и до сегодняшнего момента?
- Безусловно, изменений много, но если коротко, то стало больше бюрократической работы. В 1982 году у нас был один документ - план работы на год, где вся нагрузка преподавателя находила отражение. Тогда, правда, все вузы были государственными, а когда в годы перестройки число всех вузов перевалило за 3000 и банкиров готовить стали непрофильные вузы как дань моде.
Естественно, очень низкого качества. Сегодня объем бумажный работы очень вырос, когда я пришел на кафедру, я не ожидал такого объёма бумажной работы. Несмотря на то, что многие процессы компьютеризированы.
- Какие тенденции вы наблюдаете у студентов за последние 10 лет?
- В настоящее время экономическая ситуация довольно тяжелая и непредсказуемая, потому что наша экономика зависит не только от нас, но еще и от внешнего рынка. В связи с этим у многих родителей стоит задача дать ребенку образование с наименьшими затратами, а это подразумевает бюджетную основу обучения. Если брать в расчет наши технические вузы, то там есть бюджетные места в большом количестве, т.к. идёт переориентация с «белых воротничков» на «синие». Экономистов и юристов много, но профессионалов по-прежнему не хватает. И туда можно пройти с низкими баллами. С другой стороны, я понимаю, что только экономическое образование дает довольно широкий кругозор. И мое представление, что люди закончив ряд технических специальностей должны обязательно проучиться в магистратуре на экономике. Каждый должен понимать: почему рубль падает, почему растет доллар, что происходит на мировом финансовом рынке? И если в период социализма деньги были на 10-м месте, просто как счетная единица, то сегодня деньги стоят везде во главе угла. Все сейчас считают рентабельность. И поэтому тенденция такая: родители - лишь бы дать ребенку образование и если есть возможность на бюджете, то они отправляют его на бюджет, даже против воли абитуриента.
- Развитие технологий не стоит на месте. Как они влияют на обучение? Можно ли сказать, что с получением доступа к всемирной сети образование стало качественнее?
- Всех студентов можно разделить на две группы: которые хотят получить знания и, которые отбывают номер как в цирке. Сейчас развивается дистанционное обучение и как практикующий лектор я понимаю, что без живого общения «глаза в глаза» не получается донести до студента ту «живую», важную для него информацию. Ведь можно одну и ту же фразу произнести по-разному. Если раньше лектор приходил и просто объяснял, то сейчас все приходят с планшетами, ноутбуками, показывают слайды. Это все приветствуется, но главное, чтобы осталось живое общение студента и преподавателя.
- Какое напутствие вы можете дать студентам?
- Во-первых, студенты, да и любой человек в принципе должны иметь цель. Если нет цели, то у человека ничего и не будет получаться. Если у студента уже есть квартира, машина и доход, то он не понимает, к чему ему дальше стремиться. У него уже все есть. А если ничего нет, то цель - все это заработать. Деньги – это ведь всего лишь инструмент для достижения цели. Поэтому если раньше говорили, что знание – сила, то сегодня можно сказать, что знания – деньги. Студенты за период обучения должны как губка впитывать всё, что преподают. Багаж знаний необходимо постоянно пополнять и, главное, студенты должны понимать – этот запас у них никто не отнимет, ни государство, ни родители, ни бандиты.
- Сергей Николаевич, расскажите, каким вы видите портрет студента СГЭУ?
- Знаете, здесь настолько разные люди, что средний портрет очень сложно составить. Есть как отрицательные черты, так и положительные. Среди положительных могу отметить целеустремленность, открытость, стремление получить новые знания и умение открыто выражать свои мысли.