Эмиль Велинов
профессор университета Scoda Auto (Млада-Болеслав, Чехия), признанный в Европе эксперт в сфере корпоративного и городского управления
Профессор, как Вы считаете, насколько важно сотрудничество между странами с точки зрения науки?
Если говорить непосредственно о сотрудничестве учебных заведений, то, безусловно, обмен знаниями между университетами очень важен для обеих стран. Для нас это возможность взглянуть на менеджмент и бизнес с другой стороны, узнать больше о том, как здесь, в России, рассматривается управление и ведение бизнеса. Такое сотрудничество не только помогает наладить новые контакты и связи, но и в дальнейшем, благодаря этим связям, создать новые проекты, учебные программы, внести значительный вклад в развитие образования. Синергия такого сотрудничества очевидна.
Какие тренды являются сейчас ключевыми для мирового образования?
Основной тренд - это, как говорят в Европе, «blended meeting», это переход на микс-образование, включающее комбинацию онлайн- и офлайн-обучения. Привычные связи между студентами и преподавателями давно изменились. И связано это не только с технологиями и цифровизацией, но и с изменением поведенческих стереотипов, менталитета студентов. Многие студенты сейчас совмещают обучение с работой. И многие университеты занимаются разработкой гибкой и удобной системы обучения, в том числе и дистанционной.
Другой тренд — интернационализация образования. Я здесь говорю не о формальном подписании общих соглашений и договоров между вузами, а о создании общих курсов, модулей обучения. О необходимости больше связывать студентов между странами, как виртуально, так и в офлайне, стараться использовать разные методы, не только кейсы, но и дискуссии, самостоятельные и групповые работы.
Какие качества сейчас являются ключевыми у студентов?
Хороший вопрос. Я очень много думал и даже выступал с этой темой на различных симпозиумах, опубликовал несколько статей….
Первое — это умение работать в команде. Этот навык сейчас особо ценится. Причем не просто способность работать в команде, но и быть при этом эффективным.
Второе — это аналитические умения. Умение не просто диагностировать проблемы, но и находить пути их решения. Зачастую я наблюдаю, как студенты, работая в командах, легко диагностируют проблемы, но не генерируют решения. Важно системно думать, всегда держаться конечной цели и тесно увязывать свои действия с целями команды. Это сложно, но учиться этому необходимо.
И третье, то, что мы сейчас называем диджитализационным умением. Для этого не обязательно быть «интернет-гиком», фанатом интернет-технологий. Но важно уметь пользоваться всеми современными цифровыми методами, чтобы процесс обучения шел быстрее.