02.06.2022 г.
Сегодня мы начнем рассказывать вам не только о том, как жили студенты в это непростое военное и послевоенное время, но и о преподавателях и научных работниках, и о проведение научных исследований.
Глава I  «Первые ученые. Первые исследования. Первые учебники»
 В первые годы своего существования наш вуз осуществлял только учебную деятельность. Научно-исследовательская работа (НИР), пробиваясь сквозь идеологические барьеры, лишь постепенно становилась составной частью его деятельности . Одной из причин этого являлись распространенные взгляды о том, что кафедры высших учебных заведений не могут заниматься научноисследовательской работой, а должны ограничиваться только учебнопедагогической деятельностью. Постановление "О высшей школе" от 23 июня 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) о том, "что без научно-исследовательской работы не может осуществляться высшими учебными заведениями подготовка специалистов на уровне требований современной науки и немыслима подготовка научно-преподавательских кадров и повышение их квалификации", послужило началом оформления вузовской науки.
В первые годы своего существования наш вуз осуществлял только учебную деятельность. Научно-исследовательская работа (НИР), пробиваясь сквозь идеологические барьеры, лишь постепенно становилась составной частью его деятельности . Одной из причин этого являлись распространенные взгляды о том, что кафедры высших учебных заведений не могут заниматься научноисследовательской работой, а должны ограничиваться только учебнопедагогической деятельностью. Постановление "О высшей школе" от 23 июня 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) о том, "что без научно-исследовательской работы не может осуществляться высшими учебными заведениями подготовка специалистов на уровне требований современной науки и немыслима подготовка научно-преподавательских кадров и повышение их квалификации", послужило началом оформления вузовской науки.
В вузах не хватало научно-педагогических кадров: профессура эмигрировала, была уволена из-за несоответствия социального происхождения пролетарским требованиям, университеты были распущены и только потом восстановлены. Непродуманная политика партийных чиновников разрушала и нормальную систему подготовки научно-педагогических кадров, и саму научную работу, которая отныне должна была соответствовать квазимарксистскому подходу. В середине 1930-х гг. стало ясно, что без систематической научной работы невозможно поддерживать высокий образовательный уровень. Правительственным решением была возрождена научная жизнь в вузах, однако в одночасье восстановить ее невозможно. Потребовались еще два десятилетия на формирование научной библиотеки, необходимой для разносторонних исследований, и на систематическое ее пополнение, на становление нового поколения ученых, которые в середине 1930-х гг. еще сидели за университетской скамьей, а потом были мобилизованы в армию, а также на утверждение новой научной парадигмы и формирование научных школ, своими корнями уходивших еще в исследования крупных дореволюционных ученых. В таких условиях складывалась научная жизнь и нашего Куйбышевского планового института.
 Заметное влияние на становление научной жизни молодого вуза оказали ученые, работа которых на некоторое время оказывалась связанной с КПИ. Среди них - Георгий Иванович Баскин, о котором мы упоминали в очерке 1. Этот ученый был основателем метода дистанционного изучения местных рынков. На основе разработанного метода Г.И. Баскин анализировал множество вопросов социально-экономической жизни. Его интересовали дифференциация крестьянского хозяйства, состояние семейного бюджета в крестьянских и городских семьях, научно обоснованные нормы реквизиции хлеба и скота в крестьянском хозяйстве в условиях революции и гражданской войны, оптимальные размеры создаваемых в крае колхозов и совхозов в советские годы и многое другое. Г.И. Баскин поддержал молодого ученого планового института К.А. Фавстова во время научной дискуссии по его диссертации.
Заметное влияние на становление научной жизни молодого вуза оказали ученые, работа которых на некоторое время оказывалась связанной с КПИ. Среди них - Георгий Иванович Баскин, о котором мы упоминали в очерке 1. Этот ученый был основателем метода дистанционного изучения местных рынков. На основе разработанного метода Г.И. Баскин анализировал множество вопросов социально-экономической жизни. Его интересовали дифференциация крестьянского хозяйства, состояние семейного бюджета в крестьянских и городских семьях, научно обоснованные нормы реквизиции хлеба и скота в крестьянском хозяйстве в условиях революции и гражданской войны, оптимальные размеры создаваемых в крае колхозов и совхозов в советские годы и многое другое. Г.И. Баскин поддержал молодого ученого планового института К.А. Фавстова во время научной дискуссии по его диссертации.
Подробнее>>