На заседании Ученого Совета СГЭУ 12 января принято решение выдвинуть на соискание премии Правительства Российской Федерации 2017 г. в области образования научно-практическую разработку «Цикл работ по экологическому образованию в интересах устойчивого развития для естественнонаучных и экономических специальностей вузов» по направлению «Создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации».
Презентовал работу авторского коллектива ученых его руководитель работы чл.-корр. РАН, профессор, доктор биологических наук, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Самарского государственного экономического университета Геннадий Самуилович Розенберг.
После заседания Ученого Совета Геннадий Самуилович ответил на вопросы «Экономиста».
- 2017-й год официально объявлен годом экологии, видимо не случайно именно в этот год было принято решение выдвинуть вашу разработку на премию правительства РФ?
- Безусловно. Если мы откроем Конституцию Российской Федерации, то заметим, как соседствуют статья 42-я (Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением) и статья 43-я (Каждый имеет право на образование). Это не случайное совпадение!
А в контексте нашей работы - это симптоматично. Решение глобальных экологических проблем, достижение устойчивого развития и экологической безопасности территорий невозможно без фундамента основ культуры природопользования.
Экологическое образование - это не столько раздел биологии, сколько комплексная дисциплина, наука о единстве развития природы и общества, гармоничное единение естественных и гуманитарных наук, опыта природопользования в прошлом и настоящем.
Нас пятеро авторов: Габибулла Рабаданович Хасаев, доктор экономических наук, профессор, и. о. ректора СГЭУ; Давид Бежанович Гелашвили, заведующий кафедрой, доктор биологических наук, профессор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского; Сергей Владимирович Саксонов, заместитель директора Института экологии Волжского бассейна Российской академии наук, заведующий лабораторией, доктор биологических наук, профессор; Геннадий Викторович Шляхтин декан биологического факультета, доктор биологических наук, профессор Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Мы искренне, всей душой увлечены этой темой!
Проблема, которую мы затрагиваем, актуальна, как никогда.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию, выдвинул проблему экологического состоянии Волги - на первое место, опередив Байкал! Это о чем-то говорит…
- Не случайно и в СГЭУ особое внимание уделяется проблемам экологии и в глобальных масштабах, и в локальных. Ежегодные Международные конференции, проводимые на площадке СГЭУ, (собирающие ученых не только из Самарского региона, но и дальнего и ближнего зарубежья), на данную тему, уже стали хорошей традицией.
- Да, поистине, профессор Габибулла Рабаданович Хасаев неформально относится к этой злободневной проблеме, он сегодня на заседании Ученого Совета даже пошутил, что стал более экологом, чем экономистом. Это значит, что он очень погружен в эту тему.
- Вы сегодня привезли красивые содержательные издания. Расскажите кратко о них.
- Все эти книги и учебники вы можете почитать в университетской библиотеке. К примеру, в коллективной монографии «Экологическое образование и образованность» рассмотрен опыт становления системы экологического образования для устойчивого развития, формирования экологического сознания, экологической этики, экологической культуры.
В ней обсуждаются проблемы экологического образования в России и в Волжском бассейне. Книга иллюстрирована портретами многих «знаковых» фигур в экологическом образовании. Ее ценность в том, что она содержит приложения, в которых приведены тексты некоторых Резолюций, Хартий, Деклараций, Заявлений, Проектов (ООН, ЮНЕСКО и др.), в той или иной степени касающихся экологического образования.
Да, мы проделали большую работу, и я считаю, что не напрасно. Некоторые наши материалы уже легли в основу докладов представителей властных структур. И мы не теряем надежду в успехе своего нужного и благородного дела - спасти окружающую среду от варварского использования.
Скажем так, сегодня только ленивый - не эколог. Кажется, чего проще - назови себя «зелёным» и можно рассуждать о путях выхода из экологического тупика. Но наши успехи в охране природы и рациональном использовании её ресурсов станут лишь тогда ощутимыми, когда трепетное отношение к природе и сознательное подчинение её законам будут базироваться на знании и станут действительно потребностью души каждого жителя села, города, области, России, всей Земли.