САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
.

Форма поиска

«Чтобы так летать, надо родиться с крыльями» ...

Опубликовано 27.10.2018 пользователем BorisovaE.A

Очень быстро летят годы. Канули в Лету многие события из жизни нашей Родины. Но никогда не сотрутся из памяти народной страшные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Зарубцевались полученные в те дни, месяцы, годы, раны на лице Земли, зарубцевались раны на телах фронтовиков, но никогда не зарубцуются раны в сердцах и душах людей. Нелегко досталась победа!

 Мы,  члены журналистского клуба «Ракурс», по крупицам, из уст в уста собираем сведения о наших фронтовиках. Нам, рождённым в мирное время, очень важно знать и помнить тех, которые ценой собственной жизни одержали победу, отстояли свободу, честь и достоинство нашей великой Родины. Ибо память человеческая — это и есть история. Без неё не могут существовать народы. Зная историю своей большой и малой Родины, мы не должны допускать повторения событий 1941-1945 годов.

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся тех, кто были участниками и свидетелями военных лихих лет, но нам, молодому поколению, очень хочется помнить о своих героях!

Пётр Максимович Хмурый - участник Великой Отечественной войны, ветеран войны и военной службы, подполковник авиации в отставке, Почётный гражданин города Сызрани. При встрече Пётр Максимович рассказал нам о своей юности, о своей любви к авиации, о войне…

Родом Пётр Максимович из Кабардино – Балкарии, села Крем – Константиновка. «После 10 класса по комсомольской путевке меня направили в Нальчикский аэроклуб,  - начинает свою историю Петр Максимович,- это был далёкий 1939 год». Авиация очень полюбилась юному Петру. Его направили в Сталинградскую авиационную школу пилотов, уже на втором курсе он выполнил 22 самостоятельных полета на истребителе.

Когда фронт подошел к Сталинграду, главнокомандующий сказал: «Все мужское население выступит на защиту города». И всех курсантов зачислили в 62 армию генерала В.И. Чуйкова, которая располагалась в центре города, в промышленном районе. Мы охраняли танковый завод, который до войны выпускал тракторы, и артиллерийский завод. Завязалась самая тяжелая и кровопролитная битва, в результате которой советские войска одержали победу над захватчиками и произошел коренной перелом в ходе войны, когда немецкие войска уже не могли наступать, а только отступали».

В бою Пётр Максимович получил ранение в левую ногу. «Благодаря ранению, моя частица крови осталась в легендарной Сталинградской земле и,  благодаря счастливой судьбе, я остался жив и до сегодняшнего дня остаюсь с вами», - говорит со слезами на глазах и дрожью в голосе Пётр Максимович.

Каждому из нас было интересно, почему Пётр Максимович выбрал все - таки авиацию! Отчего такая любовь к небу, к самолетам? Пётр Максимович рассказал нам один случай из его юности. «Это был девятый класс, мы сидели с ребятами в кабинете, и тут вдруг - шум из окна, самолёт пролетел и сел за деревьями. Нам, конечно же, стало интересно, и мы  все вместе побежали к самолету…». Именно в этот день Петру Максимовичу удалось первый раз взлететь, полюбоваться своим родным селом с высоты птичьего полета. Конечно, радость и восхищение сельского мальчишки были безграничны, и в душе родилась уверенность в том, что теперь уж точно будет летать на таком самолете. Это был первый взлёт, но далеко не последний…  

Куда только не приводила судьба Петра Максимовича на пути в авиацию: пытался поступить в пехотное училище, Вольское техническое училище, Мелитопольское штурманское училище.

Сталинградскую авиационную школу пилотов Пётр Максимович закончил на «отлично»  в звании младшего лейтенанта. Если закончил с отличием, значит, имел право выбора дальнейшего пути. Петр Максимович выбрал Кавказ, поближе к родным, к дому, но хорошие летчики очень были нужны на фронте, в итоге - с 1943 по 1945 год он работал инструктором. Произвёл два выпуска по шесть лётчиков -  истребителей, из которых, по словам Петра Максимовича, после войны в живых остались только трое, мало кого пощадила война…

В практике Петра Максимовича был один курсант, который был очень слабым учеником - претендентом на отчисление, и Петр Максимович решил за него взяться и сделал из курсанта настоящего лётчика, звали этого курсанта Сергей Федорович Марченко. Он воевал, живет в Нальчике.

Пришлось Петру Максимовичу в числе первых осваивать истребитель нового поколения Миг-15 и передавать мастерство руководящему составу летчиков ВВС. В 1958 году посчастливилось участвовать в военном параде в Польше, демонстрируя на истребителях фигуры высшего пилотажа. Тогда пораженный мастерством летчиков маршал К.К. Рокоссовский пригласил летчиков на трибуну, а позже вручил им наградные часы. Маршал даже хотел оставить высококлассных летчиков служить в Польше, но Петру Максимовичу предстояло вернуться в центр по подготовке пилотов и обучать их теперь уже управлять истребителями в сложных погодных условиях и в любое время суток. Капитан Хмурый обучал полковников и только своим профессионализмом и отвагой заслужил их уважение, как наставник. Среди тех, кто перенимал опыт у Петра Максимовича, был дважды Герой Советского Союза полковник Николай Павлович Гугнин. Это он однажды зимней ночью совершал с Петром Максимовичем тренировочный полет на высоте десять тысяч метров, когда резко ухудшилась погода, и поступил приказ срочно снижаться. Наблюдая, как Пётр Максимович в пургу, ориентируясь только по мерцающим точкам аэродрома, приземлился на посадочную полосу, находящуюся между огромными сугробами снега, Николай Павлович сказал: «Чтобы так летать, надо родиться с крыльями».

На груди ветерана – множество орденов и медалей, в том числе медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,  Орден Отечественной войны II степени, орден «За службу России». Но с особым трепетом Пётр Максимович рассказывает о боевых наградах, полученных еще курсантом.

Это случилось, когда еще курсантом был командиром отделения в Сталинграде. На танковом заводе протяженностью километр - полтора был склад горюче - смазочных материалов, стояли огромные цистерны, наполненные горючим. А в железнодорожные бочки сливали бензин. В одну из них попала зажигательная бомба, пламя очень быстро распространялось и подбиралось к открытому люку. Считанные минуты оставались до того, момента, когда огонь уничтожит все запасы,  тогда Пётр Максимович, как  командир подразделения, решил сам рискнуть, чтобы предотвратить беду. На него набросили плащ, поливали водой, а он пробрался сквозь огонь и закрыл люк. За этот поступок Пётр Максимович был награжден медалью «За боевые заслуги».

 В то время курсанты перебрасывали вооружение на баржах и лодках. Сбрасывали с крыш зажигательные бомбы,  перехватывали диверсантов, которых выбрасывали ночью на парашютах. За мужество и героизм, проявленные в это время, 23 февраля 1942 года, после окончания Сталинградской битвы Петра Максимовича наградили орденом «Красной звезды».

В 2013 году Пётр Максимович Хмурый стал Почётным гражданином города Сызрани. Глава Администрации г.о. Сызрань Н. М. Лядин приезжал к Петру Максимовичу и лично поздравлял с юбилеем, так же лично приветствовал ветерана 2 февраля 2018 года, когда отмечалось 75 - летие победы в Сталинградской битве.

Петру Максимовичу сейчас 96 лет, у него пять внуков и уже семь правнуков. Он очень жизнерадостный, бодр духом, по - прежнему является примером в отношении к жизни. До сих пор он  требователен к себе, поэтому не перестает трудиться на даче и каждое утро по 50 минут делает зарядку! Для каждого из нас встреча с таким человеком - огромная честь.

 

Анастасия Беспалова,
студентка 2 курса

×
Яндекс.Метрика