14 сентября слушатели Высшей школы менеджмента начали изучать дисциплину «Инновационный менеджмент». Первое занятие провела Ирина Осинская — генеральный директор и основатель Академии консалтинга RightRoad с более чем 10-летним практическим опытом по реализации консалтинговых проектов и обучения в области управления эффективностью.
Одна из основных тем, которая была разобрана на занятии, связана с управлениями инициативами сотрудников. Управление инициативами дает новый взгляд на процессы, которые стали повседневными и привычными.
Первое с чего стоит начать — это организовать канал, через который сотрудники смогут донести свои идеи. Это может быть, как обычный бланк, расположенный в удобном месте, так и электронная форма. Какой формат выбрать, зависит от предпочтения тех, кто будет пользоваться формой. В IT-компании будет олдскульно разработать бумажную форму. Ждать же от врачей в поликлинике и рабочих на заводе, что они отправятся на сайт, чтобы заполнить там электронную форму, также не стоит. При выборе канала связи необходимо отталкиваться от предпочтений тех, кто будет им пользоваться.
Второй важный момент — показать сотрудникам, что они будут услышаны, что их предложения не уйдут в «никуда». Один из эффективных способов повышения вовлеченности сотрудников в инновационную деятельность — это личный пример руководителя. Интересоваться мнением сотрудников, мотивировать сотрудников на открытое обсуждение, проводить встречи с командой на разных уровнях.
Ирина рассказала слушателям о различных инструментах развития инициативности:
- геймификация;
- гемба;
- «мозговой штурм»;
- диаграма Ишикавы;
- краудсорсинг.
Каждый слушатель может выбрать те инструменты, которые будут полезны именно в его компании.
Далее следует третий трудоёмкий и важный этап — внедрение системы изменений. На этапе внедрения руководителю будет нужен лидер и команда проекта, а также эксперт/консультант.
Ирина Осинская: «Подберите удобную именно для вашего предприятия организацию работы с инициативами, изучив теорию и лучшие практики. Эксперт внешний или внутренний – определяет само предприятие, оценив все плюсы и минусы обоих форматов. Главное - правильно выбрать консультанта с нужными компетенциями. Лучше, если в компании появится внутренний эксперт, который на первом этапе будет работать с внешними консультантами, имеющими большой практический и теоретический опыт. И в дальнейшем самостоятельно будет сопровождать свою организацию на пути постоянного совершенствования».